По окончании основного доклада, слушателям была предоставлена возможность задать интересующие вопросы в текстовом чате. Ниже мы приводим основные вопросы участников вебинара и ответы спикера (лексика и орфография сохранены).
Примеры практические применения ИИ в ТИС есть?
Ответ: На текущий момент можно сказать, что наиболее ярким применением методов ИИ в рамках автоматизации транспорта являются решение таких задач, как сетевое адаптивное управление светофорными объектами и видеоаналитика.
Роман, что вы понимаете о самообучении интеллектуальных систем. Что конкретно под этим определением понимается - алгоритмы, методики, есть ли примеры?
Ответ: Самообучение — это процесс самостоятельного изменения интеллектуальной системой сценариев работы, правил в базах знаний и даже своего собственного кода. Под простым обучением (с учителем) также можно понимать как индуктивное машинное обучение, так и дедуктивное посредством наполнения инженером по знаниям баз знаний системы. В качестве примера также можно привести систему адаптивного управления светофорами — в ней производится подстройка параметров светофорного регулирования в зависимости от параметров транспортных потоков. Впрочем, это очень слабый пример.
Насколько проблематичным Вам представляется постепенное внедрение автономных автомобилей в транспортные системы. В частности, насколько успешно могут функционировать агенты в многоагентных системах при смешанном потоке из "умных" автомобилей и тех, что управляются человеком?
Ответ: Это видится очень проблематичным, поскольку в «смешанном» потоке ездят не только автономные автомобили, которые будут создаваться как рациональные агенты, но и живые водители, которые являются иррациональными существами, предугадать поведение которых очень сложно. И потому на первом шаге автономные автомобили должны быть боле продвинуты, чем когда на автомобильных дорогах останутся только они.
В продолжение к вопросу. То есть полное, сто процентное внедрение автономных автомобилей видится невозможным без кардинальных перемен в правовой базе?
Ответ: Абсолютно верно. Правовая реальность в обязательном порядке должна отражать реальность объективную, в том числе и в технологическом аспекте. Плохо то, что чаще всего правовая реальность не успевает за развитием общества и технологий, а потому часто ограничивает их развитие. То же самое будет и в части автономизации автомобильного транспорта. Но в конечном итоге правовой реальности придётся учесть появление новых технологий де-факто.
Как Вы думаете, будут ли конфликтовать разные алгоритмы поведения автономных транспортных средств, разработанные разными производителями?
Ответ: Если подготовиться и стандартизировать требования к взаимодействию рациональных агентов друг с другом и «умной» инфраструктурой, то конфликтов быть не должно. Это же будут агенты с рациональным поведением :).
Существует ли сейчас работающая группа специалистов, которая проектирует и реализует в железе и софте Ваши идеи?
Ответ: Несомненно, такие группы существуют в широком множеств компаний, участвующих в разработке новых технологий. В том числе и в нашей компании «ВойсЛинк».
Как вы видите взаимодействие "умных" машин с непредсказуемыми пешеходами?
Ответ: Примерно так же, как и с другими непредсказуемыми объектами среды, в которой приходится действовать рациональным агентам. У автономных автомобилей должны быть средства, которые, во-первых, выделают пешеходов и среды, а, во-вторых, всё-таки пытаются предсказать их поведение. Последнее можно делать как на основе многочисленных статистических данных, так и принимая во внимание «худшее развитие» ситуации.
Размер инвестиций в области исследования ИИ в РФ и других странах сильно отличается. Яндекс недавно продемонстрировал машину с автопилотом. На лицо отсутствие заинтересованности людей способных вложить достойно серьезные средства в нашей стране. Как Вы думаете, появится ли в ближайшее время отечественный автомобиль способный самостоятельно двигаться по дорогам страны?
Ответ: По-моему, в РФ размер инвестиций во что бы то ни было сильно отличается от развитых стран. И Искусственный Интеллект здесь не исключение. Это, конечно же, очень прискорбно, поскольку ИИ — это та технология, которая позволит осуществить небывалый технологический рывок в самые кратчайшие сроки. И очень бы хотелось, чтобы настоящий ИИ, когда он появится, «думал» бы по-русски. Но, скорее всего, этого не произойдёт. Что касается появления в России автономного автомобиля, то, скорее всего, первым это сделает КАМАЗ.