Новости «Ассоциация транспортных инженеров»

Президент Ассоциации транспортных инженеров Султан Жанказиев принял участие в семинаре по внедрению ИТС в регионах

20 ноября на Транспортной неделе — 2024 прошёл семинар Росавтодора «Эффекты реализации и перспективы развития интеллектуальных транспортных систем (ИТС) в субъектах Российской Федерации».

Спикером семинара выступил президент Ассоциации транспортных инженеров, заведующий кафедрой «Организация и безопасность движения, ИТС» МАДИ, профессор Султан Жанказиев.

Султан Владимирович рассказал о тех ориентирах к построению ИТС, которые были обозначены на недавнем совещании аппарата Президента России.

Какие проблемные позиции были обозначены:
— недостаточность единой системы целевых показателей и индикаторов при внедрении локальных ИТС;
— недостаточность единых требований к платформе ИТС (требования к ЕПУТС (единой платформе управления транспортной системой) и их модификации сегодня составляют 1/5 или даже 1/10 от того, что должно быть);

— недостаточная система качества сервисов;
— недостаточность проработки модели рисков и угроз (ИТС крайне уязвимы);
— недостаточность кадровой стратегии;
— недостаточность обоснованной дорожной карты стандартизации.

А также большой вопрос — отсутствие государственного правового регулирования, системообразующего закона по ИТС.

Архитектура индикаторов
С 2014 года существует отраслевая методика, следует вернуться к нацстандарту и адаптировать его к уже существующей практике создания ИТС, разработать для них свои архитектуры индикаторов. Архитектура индикаторов должна включать две составляющие: индикаторы, которые должны контролироваться на федеральном и на региональном уровне.

Построение ИТС-платформы
Не правильно рассматривать платформу ИТС как интеграционную шину, так как в ней нет системы принятия решений. Тогда вопрос, что такое платформа ИТС, или ЕПУТС? В ней должна быть система целевых показателей, которые разработаны для регионов, должны быть регламенты для ситуаций одного типа, расчётные показатели.

Безопасность ИТС
Чётко разделились функциональная и кибербезопасность, на сегодняшний день их область пересечения минимальна. Это означает, что функциональная безопасность (качество созданной системы) и противодействие актам незаконного вмешательства и воздействия стоят как две отдельные задачи. Минцифры России начало большую работу по формированию моделей угроз. Уже установлено несколько сценариев и актов незаконного вмешательства, и по всем этим актам наблюдается незащищенность ИТС. Вопрос ухода от стерильности систем — это вопрос их выживаемости в ближайшей перспективе.

Кадровый вопрос
Очень серьёзный. Если сделать раскладку на кадровый состав проектов по ИТС, то мы видим, что более 70% специалистов не имеют системной подготовки. Остаётся открытым вопрос, за счёт каких средств готовить этих специалистов. Отсутствует кадровая политика, система подготовки кадров, в том числе для бизнес-сектора. Пока эти вопросы не поставлены как приоритетные.

Стандартизация
В системе стандартизации в области ИТС считается успехом, если в год производится 10-12 стандартов. Причина — сложность самой системы стандартизации и высокая конфликтность самих стандартов. Например, стандарт по метеосистеме или по системе фотофиксации сразу попадает в систему конкурентного обсуждения и тормозится где-то на год с непонятной перспективой по его принятию. Сейчас мы пытаемся максимально упростить задачу стандартизации.
2024-11-28 19:24