Новости «Ассоциация транспортных инженеров»

«Из АСУДДовцев ИТСники не вырастают»: на форуме Kazan Digital Week обсудили проблемы подготовки специалистов по ИТС

21 сентября Ассоциация транспортных инженеров провела на Международном форуме Kazan Digital Week 2023 круглый стол «Специалист в области развития интеллектуальных транспортных систем (ИТС): базовые знания и компетенции будущего».

Общение проходило в формате дискуссии. Модератором дискуссии выступил президент Ассоциации транспортных инженеров, д.т.н., профессор МАДИ Султан Жанказиев.

В своем вступительном слове Султан Владимирович отметил, что на сегодняшний день система высшего образования не может предложить рынку нужное количество специалистов. Ежегодно в целом по стране выпускается 300 валидных специалистов при спросе 7-10 тысяч. Дефицит квалифицированных специалистов в сфере ИТС составляет 2500 человек.
Почему так происходит и какие есть основные проблемы?

Султан Жанказиев обозначил несколько проблем, связанных с подготовкой специалистов по ИТС. Во-первых, это отсутствие диалога с регионами и разночтения. Существующие образовательные программы в регионах, как государственные, так и частные, не согласованы по тезаурусу, логике восприятия, инструментарию образования. Где-то научные школы существовали исторически – например, в Ростовской области, Татарстане. Но не везде сильны энтузиасты. И первая задача в том, чтобы наладить диалог и прийти к единому пониманию.

Вторая проблема – что должно входить в объём необходимых минимальных знаний. «Что надо держать в голове для того, чтобы начать рассуждать про ИТС? Проблема возникла сразу: это пространство стали заполнять люди с бэкграундом АСУДД. Этого бэкграунда недостаточно, потому то, как выяснилось, из АСУДДовцев ИТСники не вырастают», – отметил Султан Жанказиев. Чтобы мыслить категориями ИТС, необходимо переходить на новый уровень понимания.

Следующая проблема – отсутствие стандартов образования в сфере ИТС. Это большая проблема, так как знания в области ИТС растут каждую минуту: сегодня уже нужно говорить про MaaS, про беспилотность, которая без инфраструктуры ИТС не работает (это ИТС третьего поколения), а дальше – сервисная ИТС (ИТС 4 поколения). Пока мы обсуждаем проблемы, системы все больше расширяются и усложняются. «Если мы сегодня не создадим стандарты, хотя бы в сегменте дополнительного профессионального образования, то и дальше продолжим иметь в регионах «разносортицу» и отсутствие диалога и понимания», – подчеркнул Султан Владимирович.

И ещё один из важных моментов касается современных тенденций. Они таковы, что меняется социальный запрос. Например, появилась мобильность последней мили. СИМ (средства индивидуальной мобильности) признали транспортным средством, а их водителей – участниками дородного движения. Социальный запрос такой, что если пойти путём Франции и запретить шеринг самокатов, то за месяц то, что было «вырезано» из спроса, компенсируется купленными СИМ. Шеринга не будет – будут ездить на своих. Это социальный запрос. Он также уже сформирован в отношении беспилотной мобильности. Социальный запрос сильно меняет представление о конъюнктуре рынка.

Какие есть пути решения обозначенных проблем?

«Недостаточно запустить проект ИТС в регионе, даже если есть ресурсы для его развития. Недостаточно декларировать необходимость подготовки кадров, недостаточно в регионах искать людей, которые с вами говорят на одном профессиональном языке. Нужно создавать кадровую стратегию на уровне государства. Это то, что сейчас сильно тормозит продвижение национального проекта «Безопасные качественные дороги». Особенно учитывая, что принято решение о пролонгации нацпроекта до 2030 года, и в части финансирования тоже», – рассказал Султан Жанказиев.

Базовые знания в системе высшего образования заработают полноценно, когда в регионах будут созданы кадровые стратегии с горизонтом планирования 4-6 лет. Пока, за исключением Москвы, Санкт-Петербурга, Республики Татарстан, Ростовской области и ещё некоторых регионов, таких программ нет.

Все участники дискуссии сошлись во мнении, что специалист по ИТС должен обладать целым набором знаний. По мнению генерального директора ГК SIMETRA Владимира Швецова, причина нехватки инженеров ИТС в «междисциплинарности профессии, в необходимости разбираться во многих областях знаний». С ним согласен Султан Жанказиев, отмечая, что «нужно быть и айтишником, и операционщиком, и инженером. Мы не можем оставаться в парадигме старого классического инженерного образования. Специалисты должны обладать широким профессиональным кругозором». Как отметил директор по развитию ООО «Дорнадзор» Пётр Атаев, «человек должен понимать, что такое дорога, транспорт, ориентироваться в ИТ, инженерных коммуникациях, понимать цели и показатели: скорость, интенсивность, безопасность».

«Сегодня констатируем отсутствие в России системы подготовки специалистов по ИТС. Это приводит к проблемам, когда внедряются отдельные не взаимосвязанные элементы ИТС, вместо качественной единой системы возникают изолированные технологические островки. Необходима подготовка специалистов на новой концептуальной платформе», – отметил директор ГКУ Ростовской области «Интеллектуальная транспортная система» Владимир Бурмистров.

Что должны включать программы образования?

Почему до сих пор не созданы программы по ИТС? Вопрос в том, в какой вуз их «приземлить» – технический, технологический, автодорожный, строительный? Возникает проблема универсализации компетенций. Для высшего образования этот процесс пока буксует.

«Для подготовки программ для специалистов этого направления необходимо рассматривать всю цепь создания ИТС – начиная от планирования, проектирования, логистического обеспечения поставок, внедрения и заканчивая эксплуатацией, менеджментом, оценкой эффективности функционирования. Должен быть обеспечен баланс между техническими вопросами создания ИТС, менеджмента, инженерного менеджмента, экономическими задачами, законодательными, эксплуатационным обеспечением ИТС», – рассказал Владимир Бурмистров. В пример он привел Донской государственный технический университет, где при кураторстве профессора Владимира Зырянова создан блок дисциплин профиля ИТС и дорожного движения в соответствии с обозначенной концепцией. Но такие примеры пока единичны.

Кроме высшего образования, в котором на построение системы подготовки и выпуск первых специалистов по ИТС уйдут годы, важно говорить, как уже сейчас можно за короткое время реализовывать подготовку по другим программам. Здесь на помощь приходит дополнительное профессиональное образование (ДПО).

В Ассоциации транспортных инженеров развиваются программы ДПО, в Ассоциации «Цифровая эра транспорта». Любая инициатива в этом направлении плодотворна, так как за небольшие деньги, которые быстро окупаются, можно получить дополнительные компетенции.

Султан Жанказиев отметил, что даже способный человек за время обучения в вузе сможет усвоит только 1/5 часть всех знаний, необходимых специалисту по ИТС. «Надо готовить команду. Такого в советском образовании не было и не ставился вопрос: можно ли в режиме образования готовить команду? Но эта конструкция не жизнестойкая. Хорошие специалисты стоят дорого, их схантят по разным компаниям, и команда распадётся», – поделился мнением Султан Владимирович.

Поэтому может быть предложена такая конструкция:

- базовые знания в ядре высшего образования – 4 года бакалавриата и 2 года магистратуры;

- дообучение в рамках дополнительного профессионального образования по мере необходимости, когда человек уже работает в сфере ИТС, – 1 год – 3-4 программы ДПО.

Участники дискуссии отметили, что программы ДПО пока не универсальны, но они постоянно развиваются. «Дополнительная подготовка требует более гибкого подхода. Необходимо адаптировать программы для различных целевых групп с учетом квалификации и должности персонала, имеющихся знаний, специализации деятельности», – отметил Владимир Бурмистров. Пётр Атаев обратил внимание участников на то, что «из бакалавриата в магистратуру тоже приходят люди с разным бэкграундом, и это надо учитывать».

Как поможет объединение усилий?

Наша Ассоциация призывает профессиональные ассоциации транспортной сферы объединять усилия для подготовки специалистов по ИТС. Во время дискуссии от Владимира Бурмистрова поступило предложение создать на базе Ассоциации транспортных инженеров курс подготовки специалистов ИТС, мы это предложение поддерживаем.

Ассоциация транспортных инженеров уже второй год проводит онлайн-курс по созданию транспортных моделей. Пилотный поток курса был набран в октябре 2022 года. За это время уже выпустились три потока участников, в октябре 2023 года стартует четвертый поток и уже открыт набор на пятый поток. Обучение прошли более 80 человек из России, Белоруссии, Казахстана, Узбекистана. Курс длится шесть недель без отрыва от производства. За успешное освоение программы участники получают удостоверение о повышении квалификации.

На 30 октября 2023 года намечен старт запуска новой обзорной учебной программы по созданию и развитию городских транспортных систем. Программа состоит из восьми учебных модулей и длится восемь недель. Формат – онлайн. Приглашаются сотрудники департаментов транспорта, администраций городов, транспортные инженеры.

В следующем году Ассоциация транспортных инженеров вместе с компанией SIMETRA готовит запуск полноценного курса по обучению моделированию в цифровой платформе RITM³.

Приглашаем к сотрудничеству и обучению!