Глоссарий
Авторы курса собрали список терминов, определений, сокращений и аббревиатур, встречающихся в учебных материалах текущей программы повышения квалификации.
А
Адаптива — адаптивное управление и «умные» светофоры — системы, автоматически адаптирующие фазы светофоров на основе текущей дорожной обстановки. несколько рядом расположенных светофоров объединены в куст и сами регулируют длину фаз в зависимости от интенсивности движения. Плюс этой системы в гибкости: предполагается, что светофоры за счет датчиков сами себя настроят оптимальным образом в зависимости от интенсивности.
АКР - адаптивно-координированный режим светофора.
АСУ КУ - автоматическая система управления координированного управления.
АСУДД — автоматизированная система управления дорожным движением — технический комплекс для автоматического управления светофорными объектами и координации транспортных потоков на перекрестках и перегонах. Основная задача — оптимизация движения на локальном уровне (отдельные перекрестки / группы).
Б
Блочные (секционные) светофоры — классическая конструкция. Сигналы (красный, желтый, зеленый) размещены в отдельных секциях (блоках), собранных в единый корпус.
Бестиповые светофоры — все сигналы в одном корпусе под одним светофильтром. Переключение сигналов внутри за счет переключения групп светодиодов.
Брелоки — обеспечивает приоритет проезда НГПТ. Нажатие водителем (диспетчером) на кнопку запускает радиосигнал. В контроллере стоит приёмник сигнала.
В
Веер - веерная фаза – когда с какого-то направления разрешено свободное движение сразу прямо, налево и направо.
ВПУ - выносной пульт управления.
Вызывная подменная светофорная фаза — фаза, которая будет вызвана только при наличии запроса (с детектора транспорта, пешеходной кнопки или от системы приоритета), встраиваясь в цикл вместо подменяемой фазы и не увеличивая цикл.
Вызывная фаза — фаза, которая будет вызвана только при наличии запроса (с детектора транспорта, пешеходной кнопки или от системы приоритета), встраиваясь в цикл в добавление к прочим фазам и увеличивая его.
Д
ДДЗ — динамический дорожный знак — дорожные знаки с изменяемой информацией.
Детекторы транспорта — радарные, индуктивные, видео — «органы чувств» системы, поставляющие данные о транспорте.
ДИТ - динамические информационных табло.
Дорожные контроллеры (ДК) — «мозги» перекрестка, выполняющие логику управления.
Е
ЕПУТС — единая платформа управления транспортной системой (интеграционная платформа) — программный комплекс для интеграции и управления всеми компонентами ИТС. Обеспечивает межведомственное взаимодействие, оперативный мониторинг и управление в режиме реального времени, включая кризисные ситуации.
Ж
ЖМ — светофор на желтом — светофор в режиме желтого мигания.
З
ЗГТК — зеленый городской транспортный коридор — зеленая волна — включение «зеленого» на соседних светофорах синхронно или со сдвигом, зависящим от расстояния между светофорами.
ЗПИ — знаки переменной информации.
И
ИДН — искусственная дорожная неровность, он же «лежачий полицейский».
ИС — информационные секции.
ИТС — Интеллектуальная транспортная система — комплекс аппаратных и программных решений, обеспечивающих автоматический анализ транспортной системы и реализацию эффективных сценариев управления. Включает не только управление движением, но и сбор, обработку данных, прогнозирование и интеграцию с другими системами (мониторинг общественного транспорта, экологический контроль и пр.) по ГОСТ: Система управления, интегрирующая современные информационные и телематические технологии и предназначенная для автоматизированного поиска и принятия к реализации максимально эффективных сценариев управления транспортно-дорожным комплексом региона, конкретным транспортным средством или группой транспортных средств с целью обеспечения заданной мобильности населения, максимизации показателей использования дорожной сети, повышения безопасности и эффективности транспортного процесса, комфортности для водителей и пользователей транспорта.
К
КЗСС — ключевая зависимость стрелок и сигналов — детектор получает информацию о положении стрелочного перевода от самого стрелочного перевода или его контроллера.
Конфликт-монитор — аппаратный модуль безопасности. Контролирует работу CPU и предотвращает конфликтующие сигналы (например, одновременный зеленый для пересекающихся направлений). Независимо отключает объект в случае сбоя CPU.
Координация — координированный режим — это когда светофор не только связан с соседними, но и подключен к единой системе управления и может быть дистанционно управляем. В отличие от «адаптивы», его можно гибко и оперативно настраивать из ситуационного центра, меняя время фаз без выезда на место и сразу оценивая результат по камере. Естественно, программ работы для разного времени суток и дней недели в этом случае может быть вообще сколько угодно.
Красная волна — при минимальном потоке машин (например, ночью) по умолчанию машинам горит красный. Зелёный включается при подъезде машин.
Л
Лента координации — группа находящихся подряд светофоров, которые работают в координации друг с другом.
Лидары - лазерные детекторы.
Локал — локальный режим светофора — светофор управляется контроллером, находящимся непосредственно рядом с ним. При этом в светофор (если позволяет контроллер) может быть залито хоть 10 программ для разного времени суток, но чтобы изменить время или порядок фаз, нужно каждый раз обязательно выехать на место и перенастроить контроллер. Это базовый режим, который предусмотрен на каждом светофоре, например, на случай неполадок.
М
МБО — металлическое барьерное ограждение.
Н
На просачивание — «Просочиться на перекрестке» — если вы не можете повернуть свободно даже на свой зеленый, а вынуждены сначала пропустить встречный транспорт. По сути, пересечение транспортных направлений в одну фазу светофора. На просачивание могут быть повороты, пешеходы и т. д.
НГПТ — наземный городской пассажирский транспорт.
О
Основная (обязательная) светофорная фаза — всегда будет вызвана в цикле, независимо от наличия транспорта и логик работы (например, основные направления).
Основное направление — одно из направлений на перекрёстке (обычно прямоходное), разрешающее пачке движение к следующему светофору в ленте.
П
Паспорт светофора — документ, в котором описано устройство и работа светофора: расположение опор, используемое оборудование, кабельное расписание и пофазник.
Переходный интервал — период времени, состоящий из одного, двух, или трех тактов в конце фазы и предназначенный для подготовки перекрестка к пропуску очередной группы потоков.
ПОДД — проект организации дорожного движения.
Подменяемая светофорная фаза — фаза, которая вызывается по умолчанию при отсутствии вызывной подменной, но может быть заменена вызывной подменной при наступлении условия вызова (с детектора транспорта, пешеходной кнопки или от системы приоритета) до начала подменяемой.
Полнопешеходная фаза — это когда все машины стоят на красный, а все пешеходы идут на зеленый.
Пофазник — документ, в котором описана работа светофора: какие фазы в каком порядке включаются и сколько длятся.
Прогнозные алгоритмы — система на основе исторических данных и данных с детекторов предсказывает развитие дорожной ситуации.
Промтакт- промежуточные такты «желтый», «кругом красный» — обеспечивают безопасность, позволяют всем выехавшим на перекресток завершить маневр.
Проприетарный протокол — закрытый протокол, разработанный конкретным производителем оборудования для управления своими же устройствами.
Протоколы связи — любые методы, которыми светофоры общаются друг с другом или с центром управления. Кабели, сотовая связь, программы доступа и системы шифрования.